Проектирование развлекательных центров: как правильно определить поток клиентов?
Индустрия развлечений — это доходный бизнес с рентабельностью на уровне 30 — 40%. Однако чтобы вместо прибыли не получить диаметрально противоположный эффект, надо очень грамотно составить бизнес-план независимо от того, какой объект вы планируете открыть: боулинг, зал игровых автоматов, детскую игровую зону или многофункциональный семейный развлекательный центр (FEC). И краеугольный камень — правильно подсчитать поток потенциальных клиентов, учитывая демографические данные, плотность населения и другие важные факторы.
Целевая аудитория
Признанными лидерами в индустрии развлечений являются американцы. Это нация любит отдыхать качественно и со вкусом. По данным Международной Ассоциации развлекательных парков и аттракционов (IAAPA), в среднем американские семьи выбираются в полнофункциональный FEC 3,2 – 4,6 раза в год. При этом семья тратит на забавы 12 – 22 доллара. Это зависит не только от активности визитеров, но и от габаритов заведения: чем больше и интереснее центр, тем щедрее гости. К слову, затраты россиян не намного отличаются. По словам коммерческого директора VIA BOWLING/GamePlay Виталия Котлова, средний чек составляет около 550 рублей (примерно 9 долларов) на человека. А еще наши люди любят плотно и вкусно поесть в ресторане развлекательного комплекса, выпить рюмашку-другую в баре, да и кофейная пауза не возбраняется…
Американские эксперты, обобщив свой опыт, выделили ключевые демографические моменты, на которые надо обратить внимание, решая вопрос о местонахождении развлекательного центра. В рамках «Академии развлечений» мы поделимся этими тезисами и оценим их с точки зрения российских реалий.
Специалисты из США рекомендуют первым делом вычислить ареал потенциальной аудитории. Как показывает практика, люди в США не любят длительных поездок и предпочитают «точки», до которых можно добраться за 15 – 20 минут. Исключением являются центры, ориентированные на сельские районы: местные жители готовы добираться до благ цивилизации и 45 – 60 минут – сделать покупки в магазинах, а заодно и повеселиться. Исходя из этих показателей, от места дислокации объекта очерчивают круги в 5 — 8 — 16 км, в которых обитает основная клиентура.
При этом, естественно, эти «круги» далеки от геометрического идеала – учитывается и ландшафт, и пробки, и дороги т. п.: главный ориентир – это время.
Следующий шаг – выяснить, сколько людей проживает в стратегической зоне и определить, какое число из них попадает в целевую аудиторию. Например, если вы намерены реализовать проект детского развлекательного центра, то надо узнать число детишек разного возраста и оценить уровень рождаемости. Американцы советуют для этого использовать различные источники – как официальную статистическую информацию, так и данные муниципалитетов и школ. Не возбраняется посетить учебные заведения, детские садики, местные управы и пообщаться, рассказав что вы хотите сделать благое дело для жителей района. При этом профессионалы настоятельно рекомендуют позиционировать объект именно как Центр семейного отдыха. Ибо у многих людей все, что связанно с игровыми автоматами, ассоциируется с сомнительными шумными тусовками и местом сборища трудных подростков, наркоманов и гопников. Что не способствует консенсусу.
Определив потенциальную аудиторию, надо просто произвести нехитрые арифметические действия, помножив число семей на среднегодовое число визитов и среднюю стоимость трат – и дело в шляпе. Мы имеем потенциальный оборот и дальше можем уже думать, стоит ли овчинка выделки.
Российские реалии
Хотя в принципе тезисы американцев верны, надо сделать поправку на наши российские реалии. К сожалению, статистической информации по рынку развлекательных центров очень мало. По данным Федеральной службы государственной статистики, в структуре потребительских расходов семьи в 2014 году на статью «организация отдыха и культурные мероприятия» приходится 7,1%: горожане тратят 7,6%, а сельчане — примерно в 2 раза меньше. На «услуги по организации досуга» отводится 1,4%. Семья с одним ребенком тратит по этой статье 1,6%, с двумя детьми — 2,1%.
Поэтому, решая вопрос о строительстве развлекательного центра или боулинга, надо учитывать не только плотность населения в окрестностях, но и его платежеспособность.
Важную роль играет транспортное сообщение. В отличии от американцев, многие россияне ездят на общественном транспорте, соответственно, если ориентироваться только на удобную парковку личных авто, теряется часть аудитории.
Отметим, что в отличии от США, в России около 70% развлекательных центров и боулингов – «якорные» и находятся в торговых центрах. В какой-то мере это облегчает задачу – такие объекты стараются строить в самых проходных местах. Однако, «топовый» ТРЦ – это лакомый кусочек, так что об аренде следует договариваться еще до того, как застройщики начали заливать фундамент, а для этого иметь хорошие связи и в деловых кругах и среди городской администрации.
Коммерческий директор VIA Bowling Виталий Котлов подчеркивает, что лучше всего расчеты, связанные с составлением бизнес-плана развлекательного центра или боулинга доверить профессионалом. Компания VIA Bowling, реализовавшая в России и других странах СНГ свыше 400 проектов, оказывает такие услуги бесплатно. Коммерсанту помогут оценить место, подсчитать инвестиции и срок окупаемости. Для этого достаточно обратиться к дружелюбным консультантам, заполнить анкету и получить компетентную оценку от одного из ведущих игроков российской индустрии развлечений.
Создайте современный развлекательный центр вместе с нами!
Хотите получать полезные письма ?
Похожие записи