хочу ПОДПИСАТЬСЯ НА новости индустрии развлечений

[newsman-form id='2']

Комплексные решения
для семейно-развлекательных центров

Будни с 9-00 до 19-00

+7 (495) 22-595-00

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК МЕНЕДЖЕРА

17 Декабря 2017

Рынок развлечений подвел итоги года

Бизнес развлекательных центров, несмотря на все экономические катаклизмы, продолжает развиваться. Моллы, стремясь увеличить свою привлекательность, делают ставку на развлекательную составляющую и это идет на пользу отрасли. В России появляются новые революционные развлекательные форматы и если раньше в этой сфере мы зачастую отставали от западных стран, то теперь это разрыв сократился до минимума. Об этом блог «Академия развлечений от VIA Bowling/GamePlay» побеседовал с вице-президентом Российской Ассоциаций парков и производителей аттракционов (РАППА) Игорем Родионовым.

Под развлечения — лучшие площади

 

— Каким был 2017 год для индустрии развлечений?

— Год был непростым — рецессия все еще продолжается. По подсчетам Colliers International за первые девять месяцев 2017 года объем инвестиций в российскую коммерческую недвижимость составил 2,05 млрд. долларов — это на 35% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Заметно снизились темпы строительства новых торговых центров в Москве и Петербурге. Аналогичная ситуация и в регионах.

Родионов

Игорь Родионов

Однако на этом фоне явно наметилась тенденция к реконструкции и реконцепции моллов. Собственники и управляющие компании инвестируют в модернизацию своих площадок, делая их более привлекательными и конкурентоспособными. Стараются увеличить развлекающую составляющую — привлекая операторов индустрии развлечений, развивая фудкорт и социальные проекты. О значимости развлекательного якоря для успешного бизнеса ТЦ и привлечения лояльных посетителей говорят все аналитики, пишут «Коммерсант» и «Форбс», эта тема обсуждается на MAPIC, с конкретными цифрами и фактами, и конечно нашей отрасли это играет на руку.

К сожалению, у нас пока нет обобщенной статистики по новым развлекательным центрам, но могу сказать что они строятся. В ассоциацию РАППА постоянно обращаются бизнесмены различного уровня, интересующиеся инвестициями в развлекательный бизнес.

Были и потери. Некоторые игроки индустрии развлечений уходят с рынка или сокращают площади. Одним из самых громких событий стало закрытие РЦ «Happylon» в ТЦ «Филион». Этот объект считался одним из крупнейших крытых РЦ в России, так что конечно отрасль это почувствовала.

— Насколько выросла роль развлекающей составляющей в ТЦ?

— Очень весомо. Во всех новых проектах под нее закладывают самые привлекательные площади: ушло то время, когда развлекательные центры сиротливо ютились в подвалах и чердачных помещениях. Сейчас под них отводят целые этажи. Яркий пример — московский ТЦ «Ривьера». У них не просто целая сеть детских развлекательных центров, но в нее интегрированы магазины, кафе, контактный зоопарк, семейная фотостудия и т. д. и т. п. Это настоящий детский городок.

 

В фаворе — новые форматы

 

— Какие форматы развлекательных центров сейчас наиболее популярны?

— Облик РЦ существенно изменился. Очень популярны активити форматы  — веревочные парки, скалодромы, батутные арены  . Они вытесняют зоны игровых автоматов, площади которых сокращаются.

Большое внимание уделяется проведению детских дней рождения и праздников  — ведь это весомая составляющая в доходе ТЦ: на их долю приходится как минимум 20-30% от выручки. В проектах грамотно продумывается расположение таких зон, которые можно легко трансформировать, в зависимости от числа мероприятий и их участников. Нередко используется принцип «open space», когда разные группы детей не кучкуются по комнатам, а находятся на открытом, символически разграниченном, пространстве.

denj-roz1

Именно на этом направлении фактически держится бизнес многих региональных РЦ, у которых нет средств на модернизацию. В целом посещаемость падает, поскольку старые игровые аппараты уже не особо интересуют гостей, но за счет проведения детских праздников удается держаться на плаву.

Я рекомендую РЦ любого масштаба акцентировать внимание именно на организации мероприятий. Нередко бизнесмены не хотят этим заниматься, поскольку нет своего кафе и соответствующего персонала в штате, но все эти вопросы решаемы. А выгода — очевидна. Однако надо понимать, что в первую очередь вы продаете «услугу развлекательного центра»: то есть пакет, в который входят развлечения и аттракционы, плюс стол и аниматоры. В противном случае, если концентрироваться только на торте и веселом клоуне, можно не выдержать конкуренции с различными детскими кафе и Макдоналдсом, которые тоже предлагают справлять у них дни рождения. Ваш конек — это именно игровая развлекательная составляющая: у других кафе и ресторанов ее нет. Тем более что с точки зрения издержек РЦ это не требует затрат: оборудование и так куплено и работает.

Если говорить о новейших форматах, которые появились буквально в этом году, то мы видим огромный интерес к проекционным аттракционам — видеомэппингу . Мы были недавно на выставке в Орландо (США) — общались с разработчиками, потенциальными инвесторами. Пока что интерактивных парков  в России считанные единицы, но это направление очень быстро наберет обороты.

— Многие старые РЦ, которые работают на рынке уже много лет, в первую очередь базируются на игровых аппаратах. Какова их дальнейшая судьба?

— Безусловно, они нуждаются в реновации. Иначе просто не выдержат конкуренции с современными РЦ. Тем более, что в этом году на рынке наметилась не очень хорошая тенденция: зачастую торговые центры, стремясь увеличить развлекающую составляющую, пытаются привлечь новых операторов, абсолютно не думая о том, что у них уже работает РЦ аналогичного формата. В итоге тот, у кого старее оборудование, хуже интерьер, теряет клиентов и доход. Уже есть немало таких примеров и в Москве и в Московской области, когда на небольшой территории бок о бок обитают два прямых конкурента. В ритейле этот вопрос как-то регулируют и обычно не открывают в одном здании два супермаркета. Когда же речь идет о нашей отрасли, владелец площадей в первую очередь думает о том, как их выгодно сдать, а не о старом арендаторе, к которому подселят соседа-конкурента.

Однако не стоит думать, что игровые аппараты полностью себя изжили. Они востребованы — но просто их удельный вес сокращается. Невозможно все время прыгать и бегать в активной зоне: нужно разнообразие. Компьютерные игры всегда детям нравятся, тем более что сейчас используются решения виртуальной реальности. А малыши очень любят собирать призовые билетики и выигрывать «трофеи».

Механические аттракционы тоже нужны — яркие, интересные, привлекающие внимание и дарящие новые эмоции.

— Чем привлекает активити составляющая ? С точки зрения инвестора это, наверное, в первую очередь цена? По сравнению с теми же аппаратными аттракционами, Активити парк, из расчета на квадратный метр площади, обходится чуть ли ни в 1.5-2 раза дешевле.

4i

 

— Я бы не сказал, что активити-парки  такие уж дешевые. Однако одно из преимуществ таких решений — это наличие отечественных производителей. В России производят и веревочные парки, и батуты , и скалодромы. Имеются франшизы. Есть конкуренция, а значит и привлекательные ценовые предложения.

 

Кроме того, у активити парков позитивный имидж: дети двигаются, занимаются спортом, а не меняют планшет и смартфон на игровой автомат. И родители более охотно ведут их в те РЦ, где детям предлагают активные игры.

 

Эволюция VR-технологий

 

— Сейчас очень интенсивно развиваются решения виртуальной реальности: это уже не просто VR-аттракционы , а целые VR-парки . Они не убивают большие парковые аттракционы? Зачем устанавливать огромные и дорогущие «американские горки», когда точно такой же «драйв» сулят VR-симуляторы? И безопасно, кстати.

— VR-технологии сейчас на подъеме, переживают второе рождение — ибо после ажиотажа, которым традиционно сопровождалось появление новинки лет 5 назад, через некоторое время начался спад. Вызвано это было тем, что отдельно стоящие «одиночные» VR-аттракционы вызывали средний интерес у гостей РЦ. Сыграли свою негативную роль и многочисленными халтурщики-разработчики, решившими быстро навариться на новой «теме», но предлагающие аттракционы плохого качества.

На данный момент рынок упорядочен, остались только серьезные игроки и на новом витке эволюции VR развивается как киберспорт — групповые «стрелялки» и VR-парки . Тут срабатывает синергетический эффект — люди любят, когда у них есть выбор и много разнообразных аттракционов. При этом у владельца такого парка есть обширные возможности для маркетинга: единый билет, акции для школьников в утренние часы, соревнования и т. п.

1200_640_1000

Однако пока тормозом для появления VR-парков является в первую очередь стоимость оборудования — если говорить о полноценном профессиональном, а не «бюджетном» решении, то инвестиции такие, что на эти деньги можно построить семейный развлекательный центр.

Что касается классических больших аттракционов, то VR-симуляторы им не конкурент. Это совсем иные эмоции и ощущения. Человек видит этот аттракцион, высоту, крутые виражи, слышит визг катающихся и у него дух захватывает от предвкушения. Так что все цепочные карусели, автодромы, экстремальные аттракционы очень востребованы. В последние годы вообще очень активно строят колеса обозрения: Уфа, Челябинск, Владимир… И высота их все растет.

— А как у нас развиваются взрослые развлечения — ориентированные на тинейджеров, молодежь, зрелых людей?

— Молодежь для индустрии развлечений всегда была проблемной аудиторией — ее тяжело привлечь и удерживать. Нужны какие-то модные и современные решения. Так что большая часть РЦ в СНГ — это детские парки. Молодежь хорошо посещает тусовочные объекты — типа парка Горького, ВДНХ. Там проводят концерты, фестивали и другие мероприятия, а параллельно предлагается и развлекательная инфраструктура.

Если говорить о других форматах, то хороший потенциал у упомянутых VR-парков  и Активити зон  . Например, веревочные парки вполне успешно проводят корпоративные мероприятия — особенно летом на открытом воздухе. Некоторые загородные объекты в будние дни только и выживают за счет групповых заявок от фирм. Боулинг — это вообще традиционное место для тусовок. В «Космик» в Афимолл сити в качестве корпоративного развлечения предлагают лазертаг, квест в реальности, бильярд, каток.

Зачастую современные РЦ проектируют, выделяя помещения для семинаров и тренингов: днем поработали, вечером же развлекательное пати.

 

На подходе — проекты-гиганты

 

— Планируется ли в ближайшие пару лет реализация крупных проектов?

— В Москве сейчас строится «Остров мечтыpoima» в Нагатинской пойме — в него входит как открытый парк, так и крытый, с уникальными тематическими аттракционами, спроектированными специально для этого объекта. Ведется согласование масштабного проекта «Парк будущего» на ВДНХ — там будет гигантское колесо обозрения высотой в 140 м, высокотехнологичные аттракционы и т. п.

Декларировано создание «калужского Диснейленда» — парка «Волшебный мир России» в Калужской области. Недавно СМИ сообщили о подписании соглашения с инвестиционной компанией. В огромный комплекс, состоящий из 12 тематический парков, планируется вложить около 2 млрд долларов и завершить проект до 2024 года.

Проекты есть. Мы недавно в РАППА делали анализ двух крупных проектов в С. Петербурге и в Московской области: с сафари-парком, интересными аттракционами. Другой вопрос, воплотятся ли эти инициативы или останутся только на бумаге?

— В марте стартует крупнейшая в СНГ выставка индустрии развлечений РАППА ЭКСПО . Какие новинки ждут гостей?

Весенняя выставка юбилейная, двадцатая, и конечно мы постараемся ее сделать очень яркой, интересной и насыщенной. Появится много новых экспонентов с оборудованием, ранее не представленным на выставке.

Будут технологии для активного отдыха, аттракционы виртуальной реальности, оборудование для аквапарков и т.д. Продукцию для индустрии развлечений представят как российские, так и зарубежные компании. В этом году, например, снова активизировались китайские фирмы: несмотря на то, что в это же время в Китае пройдет местная отраслевая выставка, многие едут к нам, считая российский рынок перспективным.

Приедут новые участники из Испании, Италии, Германии и других стран мира. Как обычно выставка будет сопровождаться обширной деловой программой. Пройдут конференции, семинары и бизнес-тренинги на такие темы, как маркетинг развлекательного центра, оценка работы парка культуры и отдыха, новые тренды общепита, франшизы индустрии развлечений, безопасность аттракционов и другие.

Так что приглашаем всех весной на РАППА ЭКСПО .

Автор: Руководитель проекта «Академия развлечений»
Наталья Васильева
16.12.2017

Хотите получать полезные письма ?

[newsman-form id='2']