Как реновировать боулинг-бизнес?
Боулинг — одно из излюбленных развлечений молодежи и взрослых. Однако в последние годы рынок этот находится в стадии стагнации. О том, как начать боулинг бизнес, реновировать боулинг-клуб и помочь ему обрести второе дыхание Академия развлечений от VIA Bowling/GamePlay поговорила с техническим директором компании Bowlexpert Константином Осиповым.
Новая концепция боулинга
Еще лет 8-10 назад боулинг-клубы в России росли как грибы после дождя — курс рубля был весьма привлекателен, и в карманах у деловых людей шуршало. Последние годы, по понятным причинам, ситуация изменилась. Новых боулинг-клубов строят мало, предпочитают бывшее в употреблении оборудование, многие клубы спортивного типа закрывают — мало посетителей.
Однако ситуация в России отнюдь не уникальна. Аналогичные процессы происходят во многих странах мира, в том числе и в США, где боулинг фактические является национальным спортом. Предпочтения у публики изменились. Изначально это направление в США развивалось как сугубо спортивное — львиную долю аудитории составляли поджарые профессионалы. Но произошла смена поколений. И оказалось, что сибаритствующая молодежь не готова катать шары в спартанских условиях. Им надо вкусно поесть, комфортно развалиться и хорошо потусоваться, а непосредственно игра — это уже вторично.
Именно поэтому сейчас в США, да и во всем мире, кардинально изменилась концепция боулинг-клубов. Уходят в прошлое аскетичные спортивные объекты, им на смену приходят боулинг-бутики и гибридные развлекательные центры на базе боулинга. В них мягкая мебель, уютный дизайн, богатое меню с разнообразными закусками и горячим, много игровых автоматов, бильярд, настольный теннис, виртуальный тир и т. п. Предусмотрена организация корпоративов и дней рождения. И как показал опыт, такая стратегия себя оправдала — после реновации доход заведений увеличивался от +30% до 3-х кратного.
Хотите узнать подробнее о новой концепции боулинга?
Бизнес-план боулинга
А что можно предпринять в наших краях, чтобы этот бизнес приносил хороший доход?
Об этом «Академия развлечений от VIA Bowling/GamePlay» поговорила с техническим директором компании Bowlexpert Константином Осиповым.
— Боулинг-клубы могут быть разных размеров — от небольших залов на 4 дорожки до весьма внушительных объектов, где одновременно могут играть несколько десятков команд. Какие габариты оптимальны в нынешних экономических условиях и что надо предусмотреть, чтобы проект стал коммерчески выгодным?
— Еще пять лет назад самыми востребованными были боулинги на 6-8-12 дорожек. Сейчас же самые оптимальные габариты — на 2-4-6 дорожек. Но надо понимать, что речь идет о комплексном решении и помимо боулинга должны быть и другие развлекательные зоны: это сразу позволяет увеличить охват аудитории. Структура клуба зависит от многих нюансов: какой город, количество населения, демография, место расположения, есть ли поблизости другие развлекательные центры и т.д. и т.п.
Обязательно должно быть кафе — причем собственное, а не открытое привлеченными арендаторами. Общепит приносит клубу изрядную часть дохода. Если раньше в бизнесе боулинга на долю еды и напитков приходилось до 40-50% от выручки, то сейчас — до 70%. Многие бизнесмены не хотят связываться с «непрофильным» направлением и инвестировать в food and beverage, но это означает потерю прибыли: стандартная наценка на блюда — 200 — 300%, а аппетит у игроков хороший. И если «фудкорт» обеспечивает сторонняя организация, получается, что за счет боулинга генерируется поток гостей, а сливки с этого снимает не бизнесмен, инвестировавший в оборудование клуба, а ресторатор.
— Сколько стоит открыть свое кафе в боулинге?
— Для небольшого клуба — до 6 дорожек — это обойдется примерно в 1 — 1.5 млн. рублей: но без полноценной кухни с холодным и горячим цехом— чисто фаст-фуд и предложение заранее приготовленных блюд и закусок. Это может быть и суши, и привычные гамбургеры с картошкой фри. Формат определятся концепцией клуба и наличием конкурентов на рынке.
Развлечения для взрослых и детей
— Что еще нужно для успешного боулинг бизнеса?
— Самая привлекательная аудитория для боулинга — это люди среднего возраста: от 25-и до 35 лет. Совсем зеленая молодежь тоже любит играть — но не всегда имеет на это деньги. Зрелые же люди имеют средства на развлечения, однако зачастую обременены семьей и сразу встает вопрос, а где оставить детей, пока папа с мамой в компании друзей будут катать шары?
Поэтому очень хорошо, когда проект боулинг-клуба предусматривает не только традиционный аэрохоккей, дартс и караоке, но и игровую площадку для детей. Форматы тут могут быть самые разнообразные: от мягкой зоны и лабиринтов до батутов — с ориентацией на детей от 5 до 10 лет. Отличный вариант — веревочные парки и лабиринты-коконы: это достаточно универсальное решение — если есть Wi-Fi зона и хороший интернет, туда с удовольствием придут и тинейджеры. Будут качаться, как в гамаке, уткнувшись в смартфон.
И конечно надо продумывать приятные мелочи. Казалось бы, мобильным интернетом никого уже не удивишь. Но когда есть бесплатный качественный Wi-Fi — это привлекает молодежь.
— То есть размеры клуба должны быть весьма существенными? Просто 4 дорожки и барчик — «не прокатит»?
— Если человек хочет открыть клуб на 4-е дорожки, площадь должна быть такая, чтобы хватило места как минимум для 8-и. Для хорошего коммерческого объекта требуется не менее 500 кв м площади. И услуги должны быть разнообразные: боулинг — это «якорь», но его дополняют и другие развлечения.
4 дорожки и барчик тоже принесут доход — но не в таком объеме, как хотелось бы. А если поблизости кто-то откроет другой развлекательный центр — сразу же начнется отток посетителей. Будут кочевать то туда, то сюда, а так бы все оставались у него.
А вообще каждый проект рассматривается индивидуально — есть очень много факторов и не только рыночных, но и чисто технических: конфигурация помещения, высота потолков, наличие колонн и т. д. и т. п. Надо садиться вместе с клиентом, разговаривать и считать.
Рентабельный проект
— Насколько важен интерьер боулинга в наших условиях?
— Важен сервис. Конечно, должны быть мягкие диваны, уютно и комфортно. А что касается дизайнерских изысков — это конечно хорошо, но дорого. В среднем по России услуги дизайнера стоят от 1500 до 3000 рублей за кв.м. Дизайнер с именем берет до 6000 рублей. То есть для помещения в 500 кв м только дизайн-проект будет стоить свыше 1 млн. рублей: это чисто красивые картинки на тему «что надо бы сделать» — без цен и без материалов.
— А как сэкономить на услугах дизайнера? Чтобы было дешево и сердито.
— Надо посмотреть интерьер зарубежных клубов, изучить уже реализованные удачные проекты и сделать микс. Bowlexpert все это делает — мы строим в том числе и домашние боулинги, так что со всеми интересными дизайнерскими ходами хорошо знакомы и без проблем консультируем заинтересованных.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ БОУЛИНГ-КЛУБА
Руководство по подготовке помещения для боулинга
https://bowlexpert.ru/rukovodstvo-po-proektirovaniyu-boulinga
План площадки под боулинг
https://bowlexpert.ru/plan-boulinga
— Каких инвестиций требует проект боулинг-клуба и за какой срок в среднем окупается?
— Зависит от потребностей заказчика и его бюджета. Можно ставить восстановленное оборудование и настилать финские покрытия для дорожек (SISTEM 300) или же использовать б.у. Разница в стоимости материалов может составлять до 5 тыс USD из расчета на дорожку. Одна полностью реновированная дорожка хорошего качества, установленная «под ключ», стоит порядка 1 млн рублей . В среднем для открытия клуба площадью около 500 кв.м на 4 дорожки требуется около 10 млн рублей и окупится он за 3 года.
— В крупных городах фирмы часто устраивают корпоративчики. Насколько часто местом их проведения выбирают боулинг? Стоит ли рассматривать эту нишу как весомый источник дохода?
— Если управляющий боулингом хорошо работает и заведение грамотно рекламируется, то они находят корпоративных клиентов не только на новогодние тусовки: празднуют дни рождения, юбилеи фирмы, проводятся чемпионаты и т. п. И это вносит очень существенный вклад в доход от игр: до 70%. Корпоративное направление — это краеугольный камень для небольших боулингов. Фирмам удобно арендовать сразу весь клуб: 20 человек могут катать шары, еще столько же — общаться, закусывать и играть на аппаратах.
Задача хозяина боулинга — подобрать хороший персонал. Энергичный менеджер развертывает активную работу: сотрудничает со школами — за 20% от стандартной цены можно проводить «уроки физкультуры», предлагает особые скидки для студентов в дневные часы. Так что дорожки не простаивают.
Вторая жизнь оборудования для боулинга
— Почему многие крупные боулинги закрываются? Разве не выгоднее провести реновацию и трансформироваться в гибридный развлекательный центр на базе боулинга?
— Бизнесмены привыкли к определенному уровню дохода и когда в 2014 году ситуация на рынке изменилась, у многих стали сдавать нервы — если не получается оборачивать деньги быстро, проще закрыть, чем реновировать. Немало людей которые в принципе рассматривают бизнес как сиюминутный источник прибыли: вложить по минимуму, получить по максиму и как можно быстрее. То, что такой бизнес живет пару лет — их мало беспокоит.
Если расширять развлекательную зону, ставить новые аттракционы, то надо рассчитывать на инвестиции от 500 — 600 USD на квадратный метр. Далеко не все готовы вкладывать в развитие, когда дела и так идут не блестяще.
Хотите узнать больше о новых развлекательных форматах? Скачайте презентацию.
— Сейчас в России открывают очень мало боулинг-клубов на новом оборудовании — чаще используется б.у. На что надо обратить внимание при выборе б.у. оборудования, чтобы не попасть впросак?
— Люди в первую очередь смотрят на цену и в интернете она выглядит очень привлекательно. Но при этом не учтены расходы на демонтаж и монтаж, погрузку и разгрузку. А это очень важные моменты — разбирать и собирать оборудование должны очень квалифицированные механики. А это сразу кардинально увеличивает цену. Когда для этой работы подряжают шабашников нередко повреждаются узлы и механизмы, нарушается целостность покрытия. Доходит и до курьезов — некоторые старательно откручивают все, что только можно: потом оказывается, что собрать агрегат с «нуля» под силу лишь на производстве.
Кроме того, дилетант не в состоянии оценить износ оборудования. Да, работает — но механизмы давно требуется заменить. Качественный боулинг при правильной эксплуатации и регулярной профилактике может работать до 20 лет без капремонта. Но многие владельцы клубов этим особо не заморачиваются: экономят на техобслуживании и персонале. А когда доходы снижаются и от бизнеса планируется избавляться, вообще перестают проводить какие-либо профилактические работы.
Так что при покупке б.у. оборудования лучше обращаться к профессионалам. У Bowlexpert есть собственное производство: мы восстанавливаем механику, электронику, покрытия дорожек. В том числе предлагаем и б.у оборудование без реновации в первозданном виде — но протестированное и с нашей гарантией: цены начинаются с 295 тыс рублей за дорожку.
— Что новенького появилось на рынке боулинга?
— Одна из последних новинок — это интерактивный боулинг. Технология видеомэппинга, которая последние пару лет стала активно использоваться в развлекательных парках, нашла применение и в нашем сегменте. Смотрится это впечатляюще — компьютерная система отслеживает движение шара, а видеопроектор меняет рисунок на дорожке — зрелище очень необычное и эффектное. В России пока что такие решения не внедрены — спецэффекты увеличивают цену дорожки на 12-14 тыс USD. Так что пока посмотреть на новые технологии боулинга можно лишь в видеоролике.
Автор: руководитель проекта «Академия развлечений»
Наталья Васильева
29.06.2018
Хотите получать полезные письма ?
Похожие записи