хочу ПОДПИСАТЬСЯ НА новости индустрии развлечений

Комплексные решения
для семейно-развлекательных центров

Будни с 9-00 до 19-00

+7 (495) 22-595-00

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК МЕНЕДЖЕРА
19-six-flags-great-adventure.jpg

17 Декабря 2017

Рынок развлечений подвел итоги года

Бизнес развлекательных центров, несмотря на все экономические катаклизмы, продолжает развиваться. Моллы, стремясь увеличить свою привлекательность, делают ставку на развлекательную составляющую и это идет на пользу отрасли. В России появляются новые революционные развлекательные форматы и если раньше в этой сфере мы зачастую отставали от западных стран, то теперь это разрыв сократился до минимума. Об этом блог «Академия развлечений от VIA Bowling/GamePlay» побеседовал с вице-президентом Российской Ассоциаций парков и производителей аттракционов (РАППА) Игорем Родионовым.

Под развлечения — лучшие площади

 

— Каким был 2017 год для индустрии развлечений?

— Год был непростым — рецессия все еще продолжается. По подсчетам Colliers International за первые девять месяцев 2017 года объем инвестиций в российскую коммерческую недвижимость составил 2,05 млрд. долларов — это на 35% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Заметно снизились темпы строительства новых торговых центров в Москве и Петербурге. Аналогичная ситуация и в регионах.

Родионов

Игорь Родионов

Однако на этом фоне явно наметилась тенденция к реконструкции и реконцепции моллов. Собственники и управляющие компании инвестируют в модернизацию своих площадок, делая их более привлекательными и конкурентоспособными. Стараются увеличить развлекающую составляющую — привлекая операторов индустрии развлечений, развивая фудкорт и социальные проекты. О значимости развлекательного якоря для успешного бизнеса ТЦ и привлечения лояльных посетителей говорят все аналитики, пишут «Коммерсант» и «Форбс», эта тема обсуждается на MAPIC, с конкретными цифрами и фактами, и конечно нашей отрасли это играет на руку.

К сожалению, у нас пока нет обобщенной статистики по новым развлекательным центрам, но могу сказать что они строятся. В ассоциацию РАППА постоянно обращаются бизнесмены различного уровня, интересующиеся инвестициями в развлекательный бизнес.

Были и потери. Некоторые игроки индустрии развлечений уходят с рынка или сокращают площади. Одним из самых громких событий стало закрытие РЦ «Happylon» в ТЦ «Филион». Этот объект считался одним из крупнейших крытых РЦ в России, так что конечно отрасль это почувствовала.

— Насколько выросла роль развлекающей составляющей в ТЦ?

— Очень весомо. Во всех новых проектах под нее закладывают самые привлекательные площади: ушло то время, когда развлекательные центры сиротливо ютились в подвалах и чердачных помещениях. Сейчас под них отводят целые этажи. Яркий пример — московский ТЦ «Ривьера». У них не просто целая сеть детских развлекательных центров, но в нее интегрированы магазины, кафе, контактный зоопарк, семейная фотостудия и т. д. и т. п. Это настоящий детский городок.

 

В фаворе — новые форматы

 

— Какие форматы развлекательных центров сейчас наиболее популярны?

— Облик РЦ существенно изменился. Очень популярны активити форматы  — веревочные парки, скалодромы, батутные арены  . Они вытесняют зоны игровых автоматов, площади которых сокращаются.

Большое внимание уделяется проведению детских дней рождения и праздников  — ведь это весомая составляющая в доходе ТЦ: на их долю приходится как минимум 20-30% от выручки. В проектах грамотно продумывается расположение таких зон, которые можно легко трансформировать, в зависимости от числа мероприятий и их участников. Нередко используется принцип «open space», когда разные группы детей не кучкуются по комнатам, а находятся на открытом, символически разграниченном, пространстве.

denj-roz1

Именно на этом направлении фактически держится бизнес многих региональных РЦ, у которых нет средств на модернизацию. В целом посещаемость падает, поскольку старые игровые аппараты уже не особо интересуют гостей, но за счет проведения детских праздников удается держаться на плаву.

Я рекомендую РЦ любого масштаба акцентировать внимание именно на организации мероприятий. Нередко бизнесмены не хотят этим заниматься, поскольку нет своего кафе и соответствующего персонала в штате, но все эти вопросы решаемы. А выгода — очевидна. Однако надо понимать, что в первую очередь вы продаете «услугу развлекательного центра»: то есть пакет, в который входят развлечения и аттракционы, плюс стол и аниматоры. В противном случае, если концентрироваться только на торте и веселом клоуне, можно не выдержать конкуренции с различными детскими кафе и Макдоналдсом, которые тоже предлагают справлять у них дни рождения. Ваш конек — это именно игровая развлекательная составляющая: у других кафе и ресторанов ее нет. Тем более что с точки зрения издержек РЦ это не требует затрат: оборудование и так куплено и работает.

Если говорить о новейших форматах, которые появились буквально в этом году, то мы видим огромный интерес к проекционным аттракционам — видеомэппингу . Мы были недавно на выставке в Орландо (США) — общались с разработчиками, потенциальными инвесторами. Пока что интерактивных парков  в России считанные единицы, но это направление очень быстро наберет обороты.

— Многие старые РЦ, которые работают на рынке уже много лет, в первую очередь базируются на игровых аппаратах. Какова их дальнейшая судьба?

— Безусловно, они нуждаются в реновации. Иначе просто не выдержат конкуренции с современными РЦ. Тем более, что в этом году на рынке наметилась не очень хорошая тенденция: зачастую торговые центры, стремясь увеличить развлекающую составляющую, пытаются привлечь новых операторов, абсолютно не думая о том, что у них уже работает РЦ аналогичного формата. В итоге тот, у кого старее оборудование, хуже интерьер, теряет клиентов и доход. Уже есть немало таких примеров и в Москве и в Московской области, когда на небольшой территории бок о бок обитают два прямых конкурента. В ритейле этот вопрос как-то регулируют и обычно не открывают в одном здании два супермаркета. Когда же речь идет о нашей отрасли, владелец площадей в первую очередь думает о том, как их выгодно сдать, а не о старом арендаторе, к которому подселят соседа-конкурента.

Однако не стоит думать, что игровые аппараты полностью себя изжили. Они востребованы — но просто их удельный вес сокращается. Невозможно все время прыгать и бегать в активной зоне: нужно разнообразие. Компьютерные игры всегда детям нравятся, тем более что сейчас используются решения виртуальной реальности. А малыши очень любят собирать призовые билетики и выигрывать «трофеи».

Механические аттракционы тоже нужны — яркие, интересные, привлекающие внимание и дарящие новые эмоции.

— Чем привлекает активити составляющая ? С точки зрения инвестора это, наверное, в первую очередь цена? По сравнению с теми же аппаратными аттракционами, Активити парк, из расчета на квадратный метр площади, обходится чуть ли ни в 1.5-2 раза дешевле.

4i

 

— Я бы не сказал, что активити-парки  такие уж дешевые. Однако одно из преимуществ таких решений — это наличие отечественных производителей. В России производят и веревочные парки, и батуты , и скалодромы. Имеются франшизы. Есть конкуренция, а значит и привлекательные ценовые предложения.

 

Кроме того, у активити парков позитивный имидж: дети двигаются, занимаются спортом, а не меняют планшет и смартфон на игровой автомат. И родители более охотно ведут их в те РЦ, где детям предлагают активные игры.

 

Эволюция VR-технологий

 

— Сейчас очень интенсивно развиваются решения виртуальной реальности: это уже не просто VR-аттракционы , а целые VR-парки . Они не убивают большие парковые аттракционы? Зачем устанавливать огромные и дорогущие «американские горки», когда точно такой же «драйв» сулят VR-симуляторы? И безопасно, кстати.

— VR-технологии сейчас на подъеме, переживают второе рождение — ибо после ажиотажа, которым традиционно сопровождалось появление новинки лет 5 назад, через некоторое время начался спад. Вызвано это было тем, что отдельно стоящие «одиночные» VR-аттракционы вызывали средний интерес у гостей РЦ. Сыграли свою негативную роль и многочисленными халтурщики-разработчики, решившими быстро навариться на новой «теме», но предлагающие аттракционы плохого качества.

На данный момент рынок упорядочен, остались только серьезные игроки и на новом витке эволюции VR развивается как киберспорт — групповые «стрелялки» и VR-парки . Тут срабатывает синергетический эффект — люди любят, когда у них есть выбор и много разнообразных аттракционов. При этом у владельца такого парка есть обширные возможности для маркетинга: единый билет, акции для школьников в утренние часы, соревнования и т. п.

1200_640_1000

Однако пока тормозом для появления VR-парков является в первую очередь стоимость оборудования — если говорить о полноценном профессиональном, а не «бюджетном» решении, то инвестиции такие, что на эти деньги можно построить семейный развлекательный центр.

Что касается классических больших аттракционов, то VR-симуляторы им не конкурент. Это совсем иные эмоции и ощущения. Человек видит этот аттракцион, высоту, крутые виражи, слышит визг катающихся и у него дух захватывает от предвкушения. Так что все цепочные карусели, автодромы, экстремальные аттракционы очень востребованы. В последние годы вообще очень активно строят колеса обозрения: Уфа, Челябинск, Владимир… И высота их все растет.

— А как у нас развиваются взрослые развлечения — ориентированные на тинейджеров, молодежь, зрелых людей?

— Молодежь для индустрии развлечений всегда была проблемной аудиторией — ее тяжело привлечь и удерживать. Нужны какие-то модные и современные решения. Так что большая часть РЦ в СНГ — это детские парки. Молодежь хорошо посещает тусовочные объекты — типа парка Горького, ВДНХ. Там проводят концерты, фестивали и другие мероприятия, а параллельно предлагается и развлекательная инфраструктура.

Если говорить о других форматах, то хороший потенциал у упомянутых VR-парков  и Активити зон  . Например, веревочные парки вполне успешно проводят корпоративные мероприятия — особенно летом на открытом воздухе. Некоторые загородные объекты в будние дни только и выживают за счет групповых заявок от фирм. Боулинг — это вообще традиционное место для тусовок. В «Космик» в Афимолл сити в качестве корпоративного развлечения предлагают лазертаг, квест в реальности, бильярд, каток.

Зачастую современные РЦ проектируют, выделяя помещения для семинаров и тренингов: днем поработали, вечером же развлекательное пати.

 

На подходе — проекты-гиганты

 

— Планируется ли в ближайшие пару лет реализация крупных проектов?

— В Москве сейчас строится «Остров мечтыpoima» в Нагатинской пойме — в него входит как открытый парк, так и крытый, с уникальными тематическими аттракционами, спроектированными специально для этого объекта. Ведется согласование масштабного проекта «Парк будущего» на ВДНХ — там будет гигантское колесо обозрения высотой в 140 м, высокотехнологичные аттракционы и т. п.

Декларировано создание «калужского Диснейленда» — парка «Волшебный мир России» в Калужской области. Недавно СМИ сообщили о подписании соглашения с инвестиционной компанией. В огромный комплекс, состоящий из 12 тематический парков, планируется вложить около 2 млрд долларов и завершить проект до 2024 года.

Проекты есть. Мы недавно в РАППА делали анализ двух крупных проектов в С. Петербурге и в Московской области: с сафари-парком, интересными аттракционами. Другой вопрос, воплотятся ли эти инициативы или останутся только на бумаге?

— В марте стартует крупнейшая в СНГ выставка индустрии развлечений РАППА ЭКСПО . Какие новинки ждут гостей?

Весенняя выставка юбилейная, двадцатая, и конечно мы постараемся ее сделать очень яркой, интересной и насыщенной. Появится много новых экспонентов с оборудованием, ранее не представленным на выставке.

Будут технологии для активного отдыха, аттракционы виртуальной реальности, оборудование для аквапарков и т.д. Продукцию для индустрии развлечений представят как российские, так и зарубежные компании. В этом году, например, снова активизировались китайские фирмы: несмотря на то, что в это же время в Китае пройдет местная отраслевая выставка, многие едут к нам, считая российский рынок перспективным.

Приедут новые участники из Испании, Италии, Германии и других стран мира. Как обычно выставка будет сопровождаться обширной деловой программой. Пройдут конференции, семинары и бизнес-тренинги на такие темы, как маркетинг развлекательного центра, оценка работы парка культуры и отдыха, новые тренды общепита, франшизы индустрии развлечений, безопасность аттракционов и другие.

Так что приглашаем всех весной на РАППА ЭКСПО .

Автор: Руководитель проекта «Академия развлечений»
Наталья Васильева
16.12.2017

Хотите получать полезные письма ?